Святой отец
После гражданской войны по селам и деревням Сергачского района Нижегородской губернии бродило немало странников и нищих. Среди них особо выделялся худощавый бородатый мужчина средних лет с небольшой котомкой за плечами. Он был глуховат, молчалив и лишь когда разговор касался Церкви и всего, что с ней связано, странник преображался буквально на глазах: его потухший взгляд мгновенно оживал, а от угрюмого вида не оставалось и следа. В округе его хорошо все знали, любили, а за мудрые беседы на религиозные темы уважительно называли "святым отцом Александром" (как оказалось, пророчески). Чем странник занимался и на что жил, - известно было лишь одному Богу.
Александр Иванович Блохин родился 30 августа 1879 года в селе Покров Сергачского района в семье крестьянина-бедняка. С самого рождения он был болезненным и глуховатым. Тем не менее, едва только мальчик подрос, богобоязненные родители отдали его на обучение в церковно-приходскую школу. Особенно маленькому Саше нравились уроки Закона Божия, который вел священник Покровской церкви о. Николай (Полетаев). Он сумел привить мальчику любовь к Богу и Его Церкви. В свободное время Саша очень много читал, особенно любил Евангелие, Псалтирь и жития святых. Он неизменно посещал местную церковь. Покровский приход считался одним из самых многочисленных в Спасском уезде, в нем были два священника, диакон, два псаломщика. С детства Александр горел желанием уйти в монастырь, всецело посвятив себя Богу, однако все его благочестивые планы рухнули в день большевистского переворота.
После смерти родителей Александр остался жить в их доме. В послереволюционные годы он странствовал по монастырям, но, видя всюду разруху и гонения на духовенство и монахов, вынужден был вернуться на родину. Поселившись в родительском доме, Александр Иванович стал нищенствовать: в 1921 г. он отказался от родительского земельного надела.
Однажды, уже в 30-е годы, А.И. Блохин пришел за подаянием в с. Субботино. Там в церкви служил о. Иоанн (Ромашкин). Александр Иванович был наслышан об этом священнике как об очень благочестивом и ревностном пастыре; везде о нем говорили только хорошее. Знал он и о том, что за свою твердую веру в Бога и антисоветские убеждения о. Иоанн неоднократно подвергался арестам и ссылке. Блохин разделял взгляды субботинского батюшки на Советскую власть как безбожную, поэтому тот стал его духовником.
Отец Иоанн, сжалившись над заметно исхудавшим странником, пригласил его в дом и накормил его чем Бог послал. Через некоторое время Александр Иванович снова пришел в Субботино. Постепенно между ними завязались дружеские отношения. Отец Иоанн сразу же обратил внимание на начитанность своего нового знакомого, хорошее знанием им творений святых отцов. В скором времени он стал использовать странника для связи с верующими из других приходов. И Александр Иванович никогда не подводил своего духовного отца.
Арестовали их почти одновременно, в сентябре 1937 г. Поводом послужило июльское богослужение памяти святителя Филиппа, участниками которого они были. Именно Блохин много способствовал тому, чтобы население окрестных сел и деревень было заранее оповещено о торжественной службе. Покровский храм был переполнен.
В протоколе 10 заседания тройки Управления НКВД по Горьковской области от 17 сентября 1937 г. фамилии И.Д. Ромашкина и А.И. Блохина стоят первыми, что не случайно. Если первого объявили главарем "кулацко-церковнической" группы, то второй фактически был проводником всех установок, исходящих от "попа" Ромашкина, среди населения Гагинского и соседних районов. Привлеченный к следствию в качестве свидетеля житель Покрова колхозник И.В. Евстегнеев обвинил нищего странника и в развале покровского колхоза "Свобода". "В 1936 году, - сказал он на допросе, - гражданин Отопшев Г.Н. подал заявление о вступлении в колхоз, но Блохин, узнав об этом, пришел к Отопшеву и стал говорит: что ты делаешь, Григорий, идешь к антихристу, - в результате чего Отопшев отказался вступать в колхоз." Против Ромашкина и Блохина дал свои показания и один из членов "кулацко-церковнической группы" С.С. Митюшкин. На повторном допросе 11 сентября 1937 г. бывший кулак сказал буквально следующее: "Контрреволюционной группой руководили староста Церковного Совета Мария Суханова и поп Ромашкин, который через нее давал указания и установки. Работу с целью заставить некоторых женщин отказаться от получения пособия по многосемейности проводил монах Блохин Александр Иванович, используя для этого свое звание "святого отца".
Приговор, вынесенный Блохину, гласил: "являясь членом контрреволюционной кулацко-церковнической группы, получал установки от попа Ромашкина, вел контрреволюционную агитацию, направленную на развал колхозов, срывал мероприятия Советской власти по обеспечению многосемейных денежным пособием, распространяя при этом контрреволюционную клевету расстрелять, лично принадлежащее ему имущество конфисковать". Приговор приведен в исполнение 1 ноября 1937 года. На состоявшемся осенью 2000 года Архиерейском Соборе РПЦ житель с. Покров Гагинского района А.И. Блохин канонизирован как новомученик.
Мухин Н.А., с. Юрьево Гагинского района.