Поташный промысел в Покрове

05.11.2013 19:50

  Во времена Казанского похода на месте Покрова шумели леса. Именно потому в Гагинском крае в середине XVII века боярин Борис Морозов организовал самое крупное производство поташа на Руси.

    Изготавливаемый на его промыслах поташ считался самым лучшим по качеству. Царь Алексей Михайлович даже освободил его товар от уплаты пошлины за провоз до Архангельска, поэтому боярин Морозов имел хорошую прибыль – до 3 тысяч рублей в год, с которых он не уплачивал в казну никаких госпошлин.

     В целях развития производства, Морозов стремился обучать поташному делу даже крестьянских детей. Однако крестьяне использовали всевозможные средства, лишь бы избавиться от этой «каторжной» работы – вплоть до побегов.

     Поташ – углекислый калий, белоекристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Поташ был очень дорогостоящим продуктом. Его использовали в мыловарении, в производстве стекла, для выделки кож, в ткацком производстве, для производства пороха. Поэтому он был еще и стратегическим сырьем.

     В гагинской округе стали открываться будные майданы. Был будный майдан и в Покрове. Об этом можно судить по названию улицы, на которой жил мой дед, да она и сейчас называется Будаиха.

     В конце средневековья в крае появились белорусы, поляки (по-местному, паны, будаки, бутаки, ляхи) – польско-литовские воины, плененные русскими в ходе войны Московского государства с Польско-Литовским (XVI-XVII) и поселившиеся в Нижегородском Поволжье украинцы. Об этих страницах в жизни края свидетельствует название майдан «место занятия поташным производством» – слово, принесенное белорусами вместе с самим поташным производством.

     Этот промысел продержался в Покрове довольно долго. Еще отец Блохиной Зои Петровны (1929 г.р.), проживающей по сей день в Покрове, носил деревенское прозвище Будак, то есть литвин, человек, занимающийся будным промыслом.
     Вы спросите: «что такое «буда»? Буда – это место в лесу или постройка для выварки поташа из пепла, но в нашем крае будой, вероятно, именовалась сама печь или костер, вышиной в избу.

     А производство поташа было действительно делом нелегким и заключалось в том, что сначала заготовленные дрова, известных пород леса, преимущественно из дуба или ольхи, пережигали в золу, потом из золы готовили жидкое тесто, которым обмазывали поленья сосновые или еловые и складывали их в костер, покрывая каждый ряд поленьев новым слоем золы и затем зажигали костры. Пережжённая, расплавленная таким образом зола и составляла новый ее вид – поташ. Из одного кубометра древесины получали около полукилограмма поташа.

     За много лет поташного промысла были вырублены леса вокруг Покрова. Сейчас здесь бескрайние поля, редко встретишь рощицы. В самом Покрове только кладбище расположено в небольшой березовой роще.

     Отголоски занятия поташным промыслом наших предков сохранились и по сей день. Жители села, когда убирают картошку и сжигают на поле ботву, говорят «жечь поташ». Лидия Алексеевна Блохина, уроженка Покрова, рассказывает: «Будучи студенткой техникума, я вместе с группой была отправлена на картошку в один из северных районов Горьковской области. Когда собрали ботву, я крикнула девчонкам: «Пошлите жечь поташ!» Никто из них не понял, что я имела в виду. После долгих разговоров выяснилось, что это выражение известно только нам, жителям села Покров, несмотря на то, что в нашей группе были девчонки из разных районов области».

     Само слово «поташ» употреблялось вместо слова «костер». Поташи жгли под Новый год, сжигая всё плохое, что было в старом, при уборке картофеля, в холодную погоду, на отдыхе. При этом сжигали старую солому, ботву, хворост и редко дрова.