В XVI веке местность, на которой расположен нынешний Гагинский район была приграничной территорией Русского государства. Дальше на юго-восток простирались обширные степи – вотчина татар и ногайцев. Но русские поселенцы упорно шли в «поле», осваивая все новые и новые территории под земледелие.
Историк и писатель П. Мельников–Печерский считал, что село Покровское было основано после победоносного похода Ивана Грозного на Казань.
По его словам, в июле 1552 года летучие отряды, которые шли перед основными силами войска, совместно с отрядом Ак-Сеита Черевсеева навели несколько мостов на Пьяне для прохождения царского войска. Эти мосты были построены напротив нынешнего села Покров. «По преданию, здесь, на перевозе была построена церковь, освященная потом во имя Покрова Богородицы, как воспоминание о дне Казанского взятия». Впоследствии возле этой церкви стали селиться люди и таким образом образовалось село. Оно вероятно находилось на берегу Пьяны, возле впадения в нее речки Ляпни.
После постройки Арзамасской засечной черты село осталось за границей русской территории. И долгие годы про Покровское писали, что село расположено в Арзамасском уезде за Шатковкими воротами. В 1570-80-х годах часты были набеги ногайцев на русские территории и село, неизменно, вставало на их пути к Арзамасу, и, несомненно, часто подвергалась разорению.
Все территории, входившие в Арзамасский уезд и на которых было православное, русское и частью мордовское, население было под защитой отрядов стрельцов и казаков, защищавших засеку, но натиск кочевников был настолько велик, что в некоторые годы они, сломив сопротивление защитников засечной черты, прорывались к Арзамасу, устраивая разорение и там.
В 1850-х годах профессор Нижегородской духовной семинарии Макарий (Миролюбов) попросил священников сел Нижегородской губернии прислать ему сведения по истории и этнографии своих сёл. В описании села Покров Сергачского уезда упоминается о «нехристи», «неруси» как первопоселенцах.
В «Арзамасских писцовых книгах письма и меры Тимофея Измайлова с товарищи 129, 130 и 131 годов» (1621-1623 гг) дается описание села: «Село Покровское на речке Лепле, что было село Денисовское за черным лесом, а в нем церковь Покрова Светлы деревянная, а в церкви образа и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение, мирское приходских людей да церковных дворов. Священник Афонасий Петров, пономарь Павлик Петров, дьячок Ивашка, да Лазарь дворнишко церковный. И всего восемь дворов церковных, пашни церковной против приправочных книг двадцать четей в поле дву да потому же. Да в поле по речке Лепле пятьдесят». Как видно из этой записи возле села рос черный, то есть лиственный лес. Именно поэтому, видимо, позже в селе и был основано поташное производство.
В том же документе записано: «в Залесном стану за Шатковскими вороты» записано: «За Яковом Алексеевым сыном Бутурлина отца его поместья да за племянником его Терешкою Васильевым сыном Бутурлина в селе Покровском, что было за Григорием Ульяниным; в нем пашни 115 четей в поле, а в дву потому ж межи Яковлевы земли Бутурлина позади монастырских дворов». Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что неподалеку от с. Покровского в свое время располагался монастырь (или же было его подворье). Видимо, до 1612 года селом владел Григорий Ульянин. После освобождения Москвы от поляков оно было дано в поместье Алексею Бутурлину.
Примерно в это время село было перенесено немного вверх по течению речки Ляпни, и еще долгие годы в Писцовых книгах Покровский погост писался отдельно от села. Видимо так оно и было на самом деле: церковь и церковные строения стояли на своей земле, а неподалеку располагалось само село с гражданскими постройками.