Во время своего царствования Иван Грозный предпринимал три похода на Казань, два из них оказались неудачными. Третий поход был тщательно подготовлен. Часть войска с артиллерией на судах плыла по Волге, другая же часть - пехота и конница с легкими обозами двинулась из Москвы на Муром и далее по Казанскому тракту.
Перед своим выступлением из Мурома "отпустил государь наперед себя в ертаулах июля 15 князя Юрия Ивановича Шемякина да князя Федора Ивановича Троекурова, а с ним детей боярских; и посошных людей за ним послал, а велел на речках и на ржавницах (ручьях) мосты мостить".
20 июля 1552 года войска царя двинулись из Мурома на завоевание непокорной Казани. "За собою государь велел идти левой руке да сторожевому полку да княже Володимиру Андреевича боярину и воеводе с людьми князю Юрью Андреевичу Пениньскому-Оболеньскому."
На восьмой день похода, вечером государь разбил свой стан "на озере; не дошед Пьяны-реки. И тут к государю пришел из городка Аксеит Черевсеев со всеми Городецкими князьями и мурзами и Татары, а шел сеит на Мансыров угол (место впадения р. Ежать в р. Пьяну Леонид Блохин); и государь ему велел идти с ертоулом вместе. И на Пьяне государь велел мосты поделати многые и пошел".
За сухими строчками отчета о походе не видно всей величественности похода. Численность рати, отправившейся в 3-й Казанский поход, один из русских воевод князь Андрей Курбский впоследствии определил в 90 тысяч человек, из них не менее 30 тысяч конницы.
По легенде, Пьяна мелела, когда войско выводило коней на водопой. Такая огромная армия не могла идти одной колонной. Шли несколькими колоннами, разными дорогами, располагаясь станами на ночлег.
По предположению Милотворского, станы войска по площади занимали длину не менее 6-7 верст. Общепринято, что 7-й стан находился около села Неледино, а 8-й стан в районе нынешнего Ветошкина, но известно, что старая казанская дорога шла между Гагино и Субботино, да она и сейчас идет, через Паново-Осаново, через Покров. Кроме того, в окрестностях Ветошкина и Гагина есть несколько озер, но все они размером около 50 м в поперечнике, а вот около д. Сумороково и по сей день существуют два озера длиной около километра. Думается, что для огромного войска царя более подходят именно эти озера и расположиться есть где, и воды для хозяйственных нужд набрать. И переправа через Пьяну удобная, аккурат между двух холмов. Думаю, что переправлялись еще войска и около Ханинеевки.
В незаконченной статье великого русского историка и фольклориста П.И. Мельникова-Печерского, проехавшего путь царского войска и составившего карту-схему этого пути, есть свидетельство, что Иван Грозный останавливался в д. Ломакино, в 4 км от Покрова.
Дело в том, что "русское войско вышло в поход без громоздкого обоза с провиантом, добывая себе пропитание охотой и довольствуясь подношениями радушных обитателей, встречавшихся на пути мордовских поселений. Исключение составили, очевидно, жители д. Ломакино, на что обратил внимание П.И. Мельников-Печерский, комментируя присловье: "Хороши ломакинцы: царя, не поя, не кормя, спать положили".
Таким образом, можно сделать вывод, что 28 июля 1552 года стан Ивана Грозного находился именно в Ломакино, а войско располагалось на ночлег в округе, в том числе на покровской земле.